Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Азимовская мечеть, нач.XIXв.

ул.Фаткуллина, д.15, литер А, Б, В Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия федерального значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".

История

Построена в 1887-1890. По утверждению Ш.Марджани, возникновение прихода относится к 1810, когда юго-западная сторона города в районе д.Плетени стала интенсивно заселяться мусульманами, работавшими на находившихся здесь мыловаренных заводах Юнусовых, Апанаевых, Китаевых. Тогда на средства хаджи Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 на ее месте один из самых богатых купцов прихода, глава татарской городской Ратуши Мустафа Назирович Азимов (1780-1865) выстроил новую деревянную мечеть с минаретом. В 1860-е гг. сын М.Н.Азимова Муртаза Азимов (1812-1887) - купец 1-й гильдии, владелец двух китаечных фабрик, располагавшихся рядом с храмом, сломав прежнее, сооружает новое, более просторное здание мечети.
В середине XIX в., когда фабриканты Крестовниковы основали неподалеку крупнейший в губернии завод по изготовлению стеарина и мыла, махалля (приход) получает название заводской. С развитием производства растет и численность ее прихожан. В 1886 она уже насчитывала 450 душ мужского пола при 57 домовладельцах. Естественно, появилась необходимость в большом и вместительном культовом сооружении. 18 марта 1887 казанский мещанин Ш.И.Аминов представил в Казанское губернское правление приговор мусульман заводского прихода с ходатайством "о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца М.М.Азимова о согласии постройки... на свой счет". К этому времени купец успел перевезти старое здание в д.Чита Лаишевского уезда. Получив 22 апреля 1887 разрешение губернского правления, он приступил к строительству существующего кирпичного здания мечети, которое было завершено к 1890, но уже без участия самого Азимова. автор ее проекта неизвестен.
С историей Азимовской мечети тесно связана династия священнослужителей Абдулгафаровых. Родоначальник ее Абдулвали Абдулгафаров (ум. 1891), выходец из д. Новые Чукалы Буинского уезда Симбирской губернии, прослужил на должности имамхатиба в этой мечети с 1849 по 1888, где его затем сменил сын Хисаметдин Абдулгафаров (1849-1923). Уже в первые годы своей деятельности Абдулвали-мулла сумел организовать в приходе конфессиональное магометанское училище, известное как медресе "Гаффария". Оно являлось сравнительно небольшим по казанским меркам (число учащихся - 60 человек), а по характеру обучения - старометодным. Специально для этого медресе купец М.М.Азимов в 1871 по проекту архитектора П.Е.Аникина в ограде мечети построил одноэтажный кирпичный дом. Вероятно, в период строительства каменной мечети в 1887-1890 он был перестроен в существующее двухэтажное полукаменное здание медресе.
В медресе "Гаффария" в 1875-1880 учился и преподавал видный религиозный и общественный деятель, ученый-историк Х.М.Габяши (1863-1936), а в начале 1890-х гг. учился драматург Г.Г.Камал.
Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани. Относится к типу двухзальных мечетей с торцовым расположением минарета с северной стороны. По условиям ориентации михраба на Мекку мечеть поставлена по диагонали углового участка не пересечении улиц. Размещение треугольного в плане вестибюля между залом и минаретом позволило организовать входы в мечеть с улицы и со двора. Прямоугольное в плане здание с закругленными углами под пологой четырехскатной крышей с пятигранным выступом михраба на южной стене и пристроенным к вестибюльному объему с северной стороны стройным трехярусным минаретом под изящным ребристым шатром. В освещенный цокольный этаж с двумя рядами колонн в помещениях под молельными залами ведет вход со двора. В настоящее время там размещен зал для женщин и вспомогательные помещения. Первоначально цокольный этаж использовался для служебно-складских целей. Входные двери в мечеть размещены в нишах со стрельчато-подковообразным завершением и ажурными витражами в тимпанах, акцентированы прямоугольными порталами с каннелированными полуколоннами на резных базах, завершенными декоративными полукуполочками с позолоченными полумесяцами. Вестибюльный объем покрыт скатной крышей и увенчан декоративным восьмигранным барабаном под куполом с полумесяцем. Вестибюль и восьмигранное основание минарета освещены узкими высокими окнами с трехлопастным арочным завершением, прорезающим карнизы, и подчеркнуты тонко профилированным сандриком аналогичной формы. Через многоскатное основание со своеобразной профилированной базой двенадцатигранный утоняющийся к верху ствол минарета переходит к восьмигранному первому ярусу. Пышный сталактитовый карниз несет круглый балкон вокруг светового фонаря азанчи цилиндрической формы. По сторонам света он прорезан узкими трехлопастными арочными окнами, вписанными в сочную аркатуру, и завершен карнизом меньшего выноса. Ребристый шатер с пологим конусовидным изломом в основании поставлен на невысокий глухой цилиндрический барабан и завершен нанизанных на шпиль разновеликими шарами под полумесяцем. Винтовая лестница в стволе минарета освещена щелевидными окнами с трехлопастными сандриками на резных консольках и подоконными карнизами. Ребра ствола минарета выделены узкими лопатками и завершены консольками, несущими трехлопастную аркатуру в завершении граней. Белокаменные тонко профилированные в богатой резьбой "сталактитовые" карнизы, кессоны, филенки в форме "сельджукской цепи" составляют великолепное декоративное убранство фасадов мечети. Анфиладно связанные залы освещены 8-ю парами высоких с подковообразным завершением окон с широким архивольтом на двух пилястрах. В подковообразную арку окна вставлена многолепестковая розетка с разноцветными стеклами. Трехлопастные стрельчатые арки оконных переплетов эффектно выглядят на просвет интерьере. Первый зал с филенчатым прямоугольным плафоном с центральной и угловыми розетками на потолке через широкий стрельчатый портал и боковые двери с цветными витражами связан с основным молельным залом. Его прекрасно выверенные пропорции, оптимальная высота и великолепное оформление интерьера создают ощущение торжественности и возвышенности. Четыре стройные колонны, поддерживающие продольные балки плоского перекрытия, организуют центральный проход к михрабу. Глубокая михрабная ниша притягивает взоры изысканными декором. По сторонам окна в поле филенок с многолопастным завершением вырезаны и позолочены изречения из корана. Боковые стены ниши покрыты сплошным растительно-орнаментальным ковром в технике резьбы по камню. Межблочные плоскости потолка оформлены плафонами с рельефной лепниной геометрического характера. Простенки окон украшены позолоченными филенками с фигурным завершением и белым полем. Хрустально-золоченная люстра своим блеском оттеняет голубизну стен. Памятник мусульманской культовой архитектуры конца XIX в. периода эклектики. В декоративном оформлении фасадов преобладают восточно-мусульманские мотивы, позволившие неизвестному зодчему создать романтический образ мечети. Совершенству фасадов соответствует современная реконструкция интерьеров.

Объекты поблизости