Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Здание медресе «Мухаммадия», где учились в 1889-1897 гг. писатель и драматург Камал Галиаскар, в 1893-1897гг. революционер-большевик Хусаин Ямашев, в 1895-1904 гг. писатель и общественный деятель Фатих Амирхан, в 1900-1906 гг. драматург и артист Карим Тин

г.Казань, ул.Габдуллы Тукая, д.34 Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского постановлением Совета Министров ТАССР от 27.07.1987 №320 "О включении в список памятников истории и культуры объектов г.Казани".

История

Построен М.И.Галеевым в 1883 г. по проекту архитектора М.Ермолаев. В 1885 г. А.Я.Сайдашев надстроил его вторым этажом. Третий этаж возведен Утямышевым в 1886 г. В 1901 г. на средства А.Хусаинова и Утямышева в глубине дворового участка к уже существовавшему было пристроено трехэтажное здание.
Крупнейшее в мусульманской России новометодное медресе "Мухамадия" учреждено в 1882 г. имамом Пятой соборной мечети Казани Галимзяном Мухаметзяновичем Галеевым (Баруди, 1857-1921).
Большое внимание Галимзян хазрет уделял оборудованию учебных кабинетов и бытовым условиям учащихся. С помощью богатейших татарских купцов (А.Хусаинова, Утямышева, М.-С.М.-С.Галикеева, А.Я.Сайдашева и др.) он снабдил классы медресе всем необходимым: партами, черными досками, кафедрами, картами и наглядными пособиями. Весь учебный процесс был подчинен строгому расписанию. Свободное время они могли проводить в благоустроенном общежитии, в мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфера относительного свободомыслия, когда учащиеся, могли объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли. Именно в медресе "Мухаммадия" возникло мощное шакирдское движение со своей подпольной организацией "Берлек", которое ставило целью радикальную реформу всех конфессиональных учебных заведений волжских татар. Одним из руководителей "Берлека" был писатель Ф.Амирхан.
В начале XX в. в "Мухаммадии" насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов. В стенах этого медресе получил прекрасное образование цвет татарской интеллигенции. Это известные революционеры: Х.Ямашев, М.Дулат-Али, С.Габбасов, К.Туйбахтин, К.Якуб, М.Алмаев; писатели: Ф.Амирхан, З.Башири, Ф.Бурнаш, М.Гафури, К.Тинчурин, Г.Камал, Н.Исанбет, М.Укмаси, М.Гали, А.Исхак, А.Камал, Ф.Асгат, Г.Рахим, Ф.Туйкин; ученые, общественные деятели: Г.Нугайбек, Шараф, Х.Бадичи, Губайдуллин, С.Вахиди, А.Мустафин; артисты: З.Султанов, Габдрахман и Габдулла Камал; дипломаты: И.Амирхан, Х.Биккенин; композиторы: С.Габяши, С.Сайдашев; художник Б.Урманче.
Здание расположено в глубине участка под углом к уличной застройке. После поэтапного возведения здание к началу ХХ в. приобрело сложную конфигурацию. Трехэтажное здание включает основной корпус с сильно выступающим правым ризалитом, к которому пристроен трехэтажный объем. Особенность последнего в том, что его торцовый фасад, обращенный в сторону улицы, решен параллельно красной линии застройки. Поэтому один угол пристроя тупой, а другой – острый. Кроме этого, третий этаж его решен ниже, чем у основного корпуса. В левой половине основного корпуса пробит арочный проезд в заднюю половину двора. По высоте уличный фасад разделен на этажи ступенчатыми карнизами, параллельно которым тянутся подоконные карнизы и филенчатые фризы. Внутренняя структура здания выявлена на фасадах рустованными и филенчатыми лопатками. Стены первого этажа рустованы, а карниз декорирован поребриком и модульонами. Ритмично расположенные на уличном фасаде окна обрамлены на каждом этаже разными наличниками. Лучковидные окна 1-го этажа обрамлены профилированным наличником с замковым камнем. Окна 2-го этажа завершены лучковым сандриком. Окна 3-го - обрамлены наличниками с прямым сандриком и своеобразно рустованными боковыми сторонами. Широкий фриз с филенками и ступенчатыми кронштейнами и небольшой карниз завершают декоративное оформление уличных фасадов основного корпуса и пристроя. Парапетные столбики с полукруглым завершением и ступенчатые аттиковые стенки над торцовым фасадом пристроя, ризалита и арочным проездом основного корпуса создают определенный ритм в завершении фасадов.
Памятник гражданской архитектуры в стиле эклектики классицистического направления. Самое крупное и специально предназначенное для духовного обучения мусульман здание в дореволюционной России.

Объекты поблизости