Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Дом Пискунова, 1841 г., архитектор Ф.И. Петонди

ул.Рахматуллина, д.4 Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров ТАССР от 02.08.1990 №290 "О включении в список памятников архитектуры местного значения архитектурных сооружений г.Казани и районов Республики".

История

Расположен на верхней городской террасе почти у самого обрыва на участке между улицами Профсоюзной и Рахматуллина (Предтеченской и Петропавловского переулка). Построен в 1842-1843 арх. Ф.И.Петонди для купца-фабриканта Пискунова и представлял собой особняк дворцового типа. Композиционной основой застройки являлся господский дом, стоявший в центре двора с отступом от красной линии Петропавловского переулка; по обеим сторонам его располагались служебные флигели, соединенные с домом закрытыми галереями. С тихого переулка был сделан въезд во внутренний парадный двор. Со стороны обрыва флигели заканчивались открытыми павильонами, в них размещались лестницы для выхода на нижнюю террасу. Дом возвышался над городом и был хорошо виден издалека. Выразительность подобного градостроительного приема заимствована автором постройки у известного столичного архитектора В.И.Баженова, автора дома Пашкова в Москве на холме Моховой улицы. Эта преемственность проявилась также в размещении парадной наружной лестницы, соединяющей верхнюю террасу с нижней, к сожалению, не уцелевшей.
Здание кирпичное, оштукатуренное, двухэтажное (с двумя ри-залитами на первом этаже), с антресольным этажом со стороны двора, является интересным памятником архитектуры классицизма. Два входа в дом расположены в ризалитах. Архитектур¬ная композиция и декоративное убранство фасадов отличаются большим мастерством и свидетельствуют о классической схеме построения фасада. Фасад, обращенный в сторону обрыва, украшен шестипилястровым коринфским портиком, поставленным на рустованный первый этаж, который в центральной части здания завершался большим балконом с ажурной металлической решеткой. Антаблемент портика возвышается над карнизом. Портик завершается аттиком. Со стороны двора фасад решен иначе: за счет понижения высоты помещений введен антресольный (третий) этаж. Стены и окна обработаны более скромными архитектурными деталями, что подчеркивает интимность внутреннего пространства двора. Дом завершался бельведером, с ротондой, окруженной колоннадой (ныне утрачен).

Объекты поблизости