Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Здание железнодорожного вокзала, 1900г., арх. Г.Б.Руш

г.Казань, пл.Привокзальная, Литер А Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 №601 "О ходе выполнения в ТатарскойССР Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

История

Расположен в центральной части города в Бауманском районе недалеко от берега р.Волги. Здание пассажирского железнодорожного вокзала было построено в Казани в 1895-1896 гг. Оно хорошо сохранилось и используется по назначению. Интересен как памятник промышленной архитектуры конца XIX в.
Строительство железнодорожной ветки на Казань от Алатыря началось 27 августа 1891 г. Казань к сети российских железных дорог была присоединена в 1893 г., когда к городу подошла тупиковая ветка. С этого года по ветке открылось пассажирское движение. С 1894 г. по казанской ветке было открыто движение и товарных поездов. В 1913 г. был построен железнодорожный мост через Волгу выше Казани, а в 1916 г. началось движение по железнодорожной линии Казань-Екатеринбург (Свердловск).
Главное здание железнодорожного вокзала является доминирующим элементом вокзального комплекса, состоящего из ряда позднейших сооружений, размещенных вокруг центрального сквера. Здание двухэтажное, кирпичное. Плоскости фасадов рустованы, расчленены тремя ризалитами и пилястрами. В эклектичном архитектурном оформлении фасадов использованы элементы псевдорусского стиля. Ризалиты завершаются ступенчатыми аттиками с нишами и лепными розетками. Центральная часть здания акцентирована входным порталом и имеет два купольных завершения со штоками. По уровню второго этажа пилястры имеют накладную орнаментальную лепку, мотив которой повторяется и в замковой части окон. Все лепные детали выделяются светлыми пятнами на фоне кирпичных стен. Фасад со стороны железнодорожных путей решен аналогично главному фасаду, но с менее рельефной раскреповкой. В оформлении фасадов использованы гербовые картуши. Интерьеры, высотой в два этажа, имеют плоские профилированные перекрытия. В боковых ризалитах перекрытия покоятся на полуциркульных арках, опирающихся на своеобразные колонны. Объемно-планировочная композиция и архитектурная пластика фасадов придают зданию торжественность.
В 1967 г. привокзальную площадь украсило двухэтажное здание пригородного вокзала. Оно выделяется современными формами из стекла и бетона, создавая архитектурный контраст со старым зданием. В украшении интерьеров использованы тематика из истории железных дорог России и элементы татарского национального орнамента.

Объекты поблизости