Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Здание дворянского собрания, 1844-1852гг., арх. М.П.Коринфский, И.П.Ефимов

г.Казань, ул.Карла Маркса, д.33/62 Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров ТАССР от 23.10.1981 №601 "О ходе выполнения в ТатарскойССР Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

История

Решение о строительстве здания дворянского собрания принято в 1843 г., после того, как предыдущее здание сгорело в пожаре 1842 г. На протяжении около 10 лет было разработано 3 проекта постройки. В 1843 г. был утвержден проект М.П.Коринфского, однако затем был отклонен. В 1844 г. был спроектирован новый проект петербургского архитектора, который взял за основу первый проект. В действительности был реализован третий проект, когда в 1845 г. дворянство Казанской губернии ходатайствовало о разрешении изменить план внутреннего размещения комнат, размер танцевального зала и предоставило новый проект, утвержденный в 1846 г. Реализация проекта была поручена М.П.Коринфскому, а затем И.П.Бессонову. В результате переделок проекта и несогласованных исправлений строительство затянулось до 1860 г.
С момента постройки здание стало важным местом культурной жизни города. Здесь проводило вечера Благородное собрание. Помещение снимал также "Английский клуб". Здесь устраивались балы, концерты, праздники маскарады, благотворительные вечера. В 1869 г. бал в дворянском собрании посетил Александр II.
Здесь выступали профессиональные артисты, некоторое время здание стало пристанищем сгоревшему в 1874 г. Казанскому театру. Благодаря хорошей акустике в зале давали представления и оперные труппы, проходили вечера учащихся музыкального училища, концерты симфонического оркестра и педагогов музыкальной школы. В его залах выступали такие известные деятели, как В.И.Качалов, Ф.И.Шаляпин, С.Рахманинов и А.Скрябин, В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк.
26 октября 1917 в здании состоялось заседание Казанского Совета депутатов, на котором была провозглашена советская власть в Казани. После этого оно разное время занималось Союзом эвакуированных воинов, Дворцом Рабочего, эвакоприемником, Центральным рабочим студенческим домом, Межсоюзным клубом. С 1929 г. оно значится как дом Красной армии и с этого времени по 1997 г. корпус назывался Домом офицеров. До 1959 г. в его зале проходили заседания Верховного Совета ТАССР, конференции КПСС.
В 1997-1998 гг. здание Дома офицеров было передано администрации г.Казани.
Для большей монументальности здание поднято на высокий цокольный этаж с массивными сводчатыми перекрытиями. Помещения здесь освещались небольшими прямоугольными проемами.
Парадный вход обустроен со стороны площади и акцентирован навесом во всю ширину вестибюля. Лестница, поднимающаяся на нулевую отметку с наружного крыльца, нестандартно убрана в переднюю часть вестибюля, заполняя собой всю его ширину. Крыльцо же приподнято только на высоту изящно очерченного полумесяцем пандуса, а по центральной оси все же устроены скругленные в плане ступеньки с проезжей части. Центральное пространство первого этажа – вестибюль перетекает в зону фойе и просторной, на всю ширину этого пространства, трехмаршевой лестницы. Ширина вестибюля равна 3-м оконным проемам по фасаду.
Окна по фасаду первого этажа расставлены редко, имеют чистую форму полуциркульной арки, стены выложены и оштукатурены под руст, углы ризалита и самого объема раскрепованы рустованными лопатками. Наличники небольшого выступа также рустованы, подоконная панель кессонирована в форме прямоугольника с гладким полем. На дворовых фасадах – гладкие стены с прямоугольными проемами,
Междуэтажный карниз и широкий фриз разделяют этажи и объединяют оконные проемы 2-го этажа, простенки которого украшены пилястрами стилизованного полного коринфского ордера. Антаблемент его имеет гладкий фриз и массивный карниз с сухариками. Большие оконные проемы – в форме подвесных арок (сдвоенные арки, объединенные одной аркой наличника) с тонко профилированным архивольтом, опирающимся на полочки импостов, и фигурными филенками в тимпане. Оконные проемы на боковых фасадах поставлены с большим шагом, в простенках сдвоенные пилястры.
Над карнизом надстроен невысокий парапет, за которым четырехскатная крыша (в ходе реставрационно-реконструкторских работ ей придали более сложную форму). Боковые глухие фасады мезонина перекрыты частично чердаками двух этажных частей дома.

Объекты поблизости