Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Усадьба Сандецкого, нач.XXв.

г.Казань, ул.Карла Маркса, д.64, литер А Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия федерального значения. Поставлен на охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 №176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".

История

Комплекс построен в 1906 году по проекту архитектора Ф.Р.Амлонга, а не К.Л.Мюфке, как утверждалось во многих справочниках, как казенная квартира и канцелярия командующего военным округом.
В советское время здесь размещались учреждения здравоохранения, а с 1959 года – Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Художественный фонд музея насчитывает более 10 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, театрально-декоративного и прикладного искусства. В музее – работы Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова, И.К.Айвазовского, В.Г.Перова, И.Н.Крамского, К.А.Савицкого, В.Е.Маковского, А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, А.И.Куинджи, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.Е.Репина, В.В.Верещагина, В.А.Серова, Б.М.Кустодиева, Н.К.Рериха, И.Э.Грабаря, С.Т.Коненкова и других известных художников и скульпторов. Широко представлено в музее искусство Татарстана: изделия булгарских ювелиров и татарских умельцев, произведения скульпторов, художников В.К.Тимофеева, П.П.Бенькова, Б.И.Урманче, Н.И.Фешина, X.А.Якупова, Л.А.Фаттахова, Н.Д.Кузнецова, К.Е.Максимова и многих других мастеров.
Ансамбль застройки, сложившийся в стилизованных архитектурных формах, является одним из лучших образцов формирования городской усадьбы начала ХХ века, градообразующая выразительность которого в полной мере сохраняется и в наши дни. Состоит из дома-особняка, доминирующего в объемно-пространственной композиции ансамбля, флигеля и парка с оградой. Парк размещен в южной части участка, засажен высокоствольными деревьями по регулярной системе планировки. У южного фасада дома-особняка со стороны парка находится большой фонтан с бассейном круглой формы.
Главный дом. Расположен в северо-восточной части участка с отступом от красных линий застройки улиц. Здание Г-образное в плане формы, двухэтажное, кирпичное, оштукатуренное, типичный пример городского дома-особняка начала ХХ в. Планировка помещений верхнего и нижнего этажей решена по анфиладной системе: большими зальными комнатами, соединенными друг с другом дверными проемами, что позволяет наиболее рационально их использовать под выставочные залы. Вспомогательные помещения отделены от основных коридорами.
Парадный вход в дом размещен с восточного фасада, акцентирован двухколонным портиком сложного ордера симпостами и лучковым фронтоном, в тимпане которого размещен герб. Над дверью входа небольшой кованый навес тонкой художественной работы. Со стороны северного фасада (ул.К.Маркса) вход оформляется четырьмя колоннами, между которыми прорезаны оконные проемы, а над входной дверью круглое окно. Первый этаж с узкими арочными окнами обработан горизонтальным рустом. Арочные окна 1-го этажа снабжены профилированными архивольтами, в большинстве с замковыми камнями. Простенки между окон обработаны в виде пилястр. Такие же окна находятся на 2-м этаже над главным входом. Стены 2-го этажа гладкие с прямоугольными окнами, которые обрамлены профилированными наличниками. Большинство их завершается сандриками. На 2-м этаже полуротонды окна снабжены сандриками сложной формы с треугольными фронтонами. Этажи разделяются антаблементом. Таким же антаблементом завершаются стены здания. Карниз опирается на кронштейны валютообразной формы. Парапет выполнен в виде балюстрады с вазами, установленными по углам. Подобная балюстрада огораживает балкон полуротонды. Высокая крыша с северо-востока, мансарда с северо-запада и купол полуротонды с юга прорезаны люкарнами. Восточная высокая мансарда снабжена арочными окнами с обрамлением сложного профиля. Крыша завершается ажурной металлической решеткой. В интерьерах частично сохранилась первоначальная лепная отделка. Это, прежде всего, изящная декорация стен и потолков помещения лестницы и некоторых залов. Особый интерес представляет помещение лестницы: на первом этаже стены прорезаны глубоким рустом, обрамление дверей завершается сандриками, парадная каменная лестница, ведущая на второй этаж, огорожена кованой решеткой сложного рисунка, потолок имитирует деревянные кессоны. Полы во всех помещениях из наборного паркета. В главном вестибюле полы террацевые. Сохранились в первоначальном виде в залах первого этажа печи разнообразной формы из рифленых изразцов. Перекрытия по металлическим балкам. Крыша по деревянным стропилам, кровля из оцинкованного стального листа.
Флигель. Расположен на северо-западном углу участка, главным фасадом выходит на красную линию застройки и является составной частью ограды. В плане здание Г-образной формы, одноэтажное, кирпичное, оштукатуренное. Состоит из двух прямоугольных объемов: северного – более высокого, выходящего фасадом на улицу, и южного – более низкого, выходящего фасадом во двор. Южный объем лишен декора, в декоративном убранстве фасадов флигеля использованы стили-зованные формы классицизма, но они более сухи и графичны, чем в доме-особняке.
Ограда. Возведена одновременно со строительством особняка и флигеля, огораживает участок усадьбы неправильной формы. Северо-восточная часть ограды криволинейного очертания, примыкает к парадному восточному фасаду особняка. Северная часть ограды с западной стороны примыкает к флигелю. Столбы ограды сложены из кирпича и оштукатурены. Ворота размещены на северной стороне и на южной у западного угла. Декоративное убранство ограды, несложное по рисунку, взаимоувязано с архитектурой особняка и флигеля. На гладком цоколе невысокие столбы (пилоны) с тягами в виде филенок. Между столбами поставлена металлическая решетка, прясло которой, состоящее из пик и барочного арабеска, размещенного в середине, имеет поверху вогнутую кривую линию. На восточной стороне расположены две экседры (глухие части ограды). Пилоны (столбы) парадных (северных) ворот, завершающиеся вазами, разделены двумя ярусами ниш, которые фланкируются пилястрами ионического ордера. Рисунок решетки ворот имеет пышный барочный рисунок.

Объекты поблизости