Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Мечеть Ново-Слободская, 1801-1805гг.

ул.Кызыл Татарстан, д.20 Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров РТ от 10.09.2010 №726 "Об отнесении к объектам культурного наследия регионального (республиканского) значения".

История

Первая кирпичная мечеть в Ново-татарской слободе Казани была построена в 1801-1805 гг. купцом Габдрахимом бин Валидом бин Мусалимом бин Мамяшем аль-Урнашбаши (ум. 1850), известным среди мусульман города под прозвищем "Ракый бай".
В 1904-1917 гг. имам-хатибом мечети был видный религиозный и общественный деятель, педагог, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман, редактор журнала "Исламский сборник" Кашшафутдин Киямутдинович Тарзиманов (Кашшаф Тарзимани, 1877-1940).
Мечеть №11 была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 11-12 апреля 1929.
Расположена на пересечении ул. Меховщиков и Кзыл Татарстан так, что прямоугольный в плане михраб выходит на тротуар. Мечеть относилась к типу двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. Двухэтажная мечеть была традиционно зонирована на верхний культовый и нижний складской этажи. По своему объемно-планировочному решению практически аналогична современной ей и рядом расположенной мечети "Иске Таш". Прямоугольный в плане, близкий по габаритам к последней, объем мечети разделен двумя поперечными стенами на 3 неравные части: вестибюль и 2 молельных зала. Позднее к западной стене вестибюля был пристроен двухэтажный объем лестничной клетки, нарушивший симметрично-осевую композицию мечети. На первом этаже размещались складские помещения с входами с восточного и западного фасадов. Склад в южной половине мечети разделен на 2 половины дополнительной поперечной стеной. Очевидно, первый этаж также перекрывался крестовыми сводами с распалубками. Первоначально почти двухметровая по толщине центральная поперечная стена делила молельные залы в соотношении 3:5 и они освещались соответственно 3-мя и 5-ю парами прямоугольных окон. Вероятно, после переноса лестницы в дополнительный пристрой малый зал был расширен на величину прежнего вестибюля и сравнялся по площади с основным молельным залом. В толще стены между залами была устроена узкая лестница на минарет. Месторасположение стены на боковых фасадах скрыто за плоской нишей вместо ожидаемого здесь по логике центрального окна. Пропорции здания, оформление фасадов, расположение и соотношение окон аналогичны мечети "Иске Таш". Напрашивается вывод о том, что проекты обеих мечетей были разработаны одним, оставшимся неизвестным архитектором, или при их возведении использовали общий проект или прототип. Отличались мечети различным решением минаретов. Здесь трехъярусный, под высоким коническим завершением минарет был установлен на квадратный в плане четверик, опиравшийся на мощную поперечную стену. Из трех ярусов нижний был решен восьмериком, одинаковой ширины с четвериком. На восьмерике были установлены 2 уменьшающихся в диаметре и по высоте цилиндрических яруса. Причем нижний из них, прорезанный, как и восьмерик, арочными проемами, был окружен восьмигранным балконом на деревянных консолях. Ярусы были разделены профилированными карнизами и украшены под проемами плоскими нишами. В решении минарета мечети №11 прочитывались мотивы древнебулгарского и татарского народного зодчества. Фасады основного объема были решены в четких формах строгого классицизма. Прямоугольные окна второго и ниши первого этажа ризалита утоплены в высокие арочные ниши, в верхнюю часть которых над окнами второго этажа вписаны треугольные сандрики, а в нижнюю под окнами - фигурные нишки. Стены ризалитов на высоту первого этажа покрыты глубокой рустовкой. Над остальными окнами мечети сделаны филенчатые ниши. В 1930-е гг. минарет мечети разобран, сделаны перепланировка здания и пристрои к восточному и южному фасадам. Памятник культовой архитектуры, в котором при традиционном объемно-планировочном решении использованы стилизованные формы средневековой булгарской, татарской народной архитектуры и элементы архитектуры классицизма.

Объекты поблизости