Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Петропавловский собор с колокольней, 1723-1726 гг.

ул.Мусы Джалиля, д.21/5,литер А, Б, В, Д, Ж, З собор, колокольня Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия федерального значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".

История

Находится на подъеме из нижней части города в верхнюю. Петропавловский собор - ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала 18 в. - явление в русском провин¬циальном зодчестве почти исключительное.
Расположен в центральной части города на возвышенном месте, перекликается своей архитектурной композицией, устремленной ввысь, с вертикалями башен Казанского кремля, обогащая силуэт города. Декоративный наряд стен здания, представляющий собой причудливо извивающиеся лепные укра¬шения в виде разводов ветвей и трав, органично связан с окружающей природой.
Собор Петра и Павла построен в период 1723-1726 на средства богатого купца-промышленника Михляева на месте деревянной Петровской церкви в честь пребывания в 1722 Петра I в Казани. Возводимый местными мастерами наспех храм был почти закончен, но из-за допущенных ошибок в клад¬ке стен и свода обрушился. Известно, что после этого Петр I прислал для строительства опытных зодчих, которые закончи¬ли возведение его в 1726, уже после его смерти. К сожалению, авторы этого сооружения остаются неизвестными.
Подобно многим московским храмам эпохи нарышкинского и строгановского барокко храм представляет собой двухъярус¬ное, бесстолпное, сводчатое сооружение, прямоугольное в плане, с пристроенными к нему с восточной стороны тремя алтарными апсидами, а с западной - трапезной. К основному объему зда¬ния, имеющему высоту до 52 м, с двух сторон примыкает откры¬тая обходная галерея (гульбище), с ведущими на нее двумя (юго-западным и северным) широкими парадными крыльцами. Обходная галерея с восточной стороны замыкается небольшим приделом с круглой апсидой.
Над центральной частью собора возвышается четверик, над которым размещен восьмерик, увенчанный глухим восьмигран¬ным барабаном и двумя расположенными друг над другом не¬большими главками. Удачно найденные пропорции храма, соот¬ношение высоты главных и второстепенных объемов подчерки¬вают стройность и изящество его силуэта. Вверху по карнизу восьмерика сделаны ажурные украшения из кованого железа, придающие зданию легкость и устремленность ввысь. Эта ин¬тересная деталь является своеобразной интерпретацией камен¬ных барочных фронтончиков, «петушьих гребешков», которые имеются на завершении четвертого яруса стоящей рядом собор¬ной колокольни. Храм поражает вычурностью затейливых укра¬шений стен и наличников, а также богатством цветовой гаммы наружной отделки фасада.
Стены, оконные и дверные наличники пышно орнаментиро¬ваны прекрасно прорисованными резными каменными деталями, которые на преобладающем серо-коричневом фоне расписаны сочными оранжевыми, синими и зелеными красками. Простенки второго этажа украшены изразцами: по ярко-голубому фону белые и желтые цветы. Внутренние стены верхнего храма де¬корированы лепным орнаментом и расписаны масляной жи¬вописью, к сожалению, испорченной в 19 в. при подновлении. Купол, устремленный ввысь, весь отделан лепными украшения¬ми: гроздьями виноградных лоз, цветами, переплетающимися ветвями. Алтарь также обработан каменными резными деталя¬ми. Более скромно выполнена отделка трапезной и помещения нижнего храма. В соборе сохранился богатый своим декоратив¬ным убранством деревянный резной золоченый семиярусный иконостас (первой половины 18 в.). Резьба иконостаса вы-полнена в типичных формах русского барокко.

Объекты поблизости